Article title:   Ask Dr. REX! — Спросите у Доктора Рэкса!
First posted:   21/07/2005
Description:  
Article text:
"Нет, я не использую "лупы", я создаю свою музыку."



Слышали эти слова ранее? Скорее всего да. Достаточно странно, но использование лупов всё ещё остается достаточно спорной проблемой. Это нечто среднее между мастерством и "нажиманием на кнопки". Луп это продукт чьих-то усилий, таланта и творческого потенциала. Но опять же попадает ли он тогда в какую-либо из категорий искусства? Разве вы неиспользуете в своем творчестве засэмплированные инструменты, которые уже были до этого кем-то записаны и проиграны? А как насчет пресетов для синтезаторов, которые кто-то запрограммировал? Кому вы должны заплатить когда играете на виолончели в NN-XT? Человеку, который засемплировал этот инструмент? Виолончелисту? Антонио Страдевари, который сконструировал этот инструмент? Правда состоит в том, что в руках талантливого актера связка сырых лупов может превратиться в уникальный фрагмент художественного произведния, которое будет содержать в себе свою изюминку, нежели просто музыкальные достижения авторов лупов. И никогда ранее небыло инструмента настолько мощно подходящего для отладки, изгибания, вырезания и изменения лупов, как Dr.Rex!

В этой первой статье, посвященной тематике Discovering Reason мы с вами постараемся исследовать это универсальное устройство. Начнем с наиболее простого и общего его применения, и по ходу продвижения статьи мы будем копать все глубже и глубже, пока недостигнем самого основания Dr.Rex.

Примечание: mp3 аудио образцы использованные в этой статье представляют собой лупы и мы бы порекомендовали вам настроить ваш мп3-плэйер в режим их повторения.


Dr.REX — Шипящий тонко

Использование ударных лупов, как заглавного ритма совсем не обязательный путь. По существу, всегда найдется человек, который скажет — это немодно. В конце 80-х, начале 90-х сэмплированные лупы — это и был рейв, а нарезки из композиции Джэймса Брауна "Funky Drummer" (совместно с Клайдом Стаблфилдом) встречались практически везде. Но, с тех пор развились более тонкие и сложные способы использовать ударные лупы и если бы вы спросили кого-нибудь знающего, как он пришел к использованию этих самых лупов, он бы скорее всего ответил что-то вроде "как лёд на торт". Общий подход заключается в программировании ударных на драм-машине или проигрывании их на клавиатуре, а затем использовании различных сэмплированных лупов для предания ударным особого звучания. Скажем спасибо Dr.Rex, в Ризоне этот метод ничуть не сложнее. Попробуем проделать следующее:

1. Создадим основные ударные используя одиночные сэмплы в ReDrum или других семплерах (NN-XT, NN19).

2. Создадим Dr.REX и найдем наиболее подходящий по звучанию луп, но в более высоком частотном диапазоне.

3. Используем фильтр на Dr.REX — установим его в режим HP и используем FREQ-слайдер для оптимального разделения между желаемыми и ненужными частотами.

4. Присоединим к нему компрессор с довольно агрессивными параметрами (Ratio 4-8:1, Threshold 0, Release 0), чтобы довести тонкие части лупа до нормального звучания.

Мы подготовили несколько примеров для вышесказанного (используйте Mute для быстрого сравнения):

hipass_sizzle1.rns | hipass_sizzle2.rns


Dr.REX — поставщик Свинга

Даже если вам не нужен луп ради его звучания, вы все равно можете использовать его ритмическую составляющую. Предположим, вы нашли луп содержащий инструмент конго (даже если у вас уже и так полно этого инструмента в треке), который содержит хороший грув, заставляющий вас прыгать и танцевать. В конце концов, он же содержит это потрясающее человеческое чувство, которое не сможет повторить ни один набор ударных. Чтож, идите за ним, просто украдите этот грув, а конго пусть горит в огне! Вот процедура:

1. Создайте Dr.REX и откройте этот луп.
2. Нажмите "To Track" на Dr.REX.
3. В окне секвенсера, правой кнопкой мыши щелкните на группе, которую только что создали.
4. В появившемся контекстном меню выберите "Get User Groove".

Теперь он полностью принадлежит вам, и вы всегда можете найти его с помощью ниспадающего Quantize-меню под названием "User". Он останется там до тех пор, пока вы в очередной раз не воспользуетесь "Get User Groove" и сохранится вместе с композицией, всегда готовый к применению на любом записанном вами материале.


Dr.REX — Анимированное животное

Еще одна хорошая вещь, которую вы можете делать - это использование Dr.REX в качестве модулятора ритма. Используя CV/Gate разъем на задней панели Dr.REX, грув REX-лупа может быть нанесен на любой звук синтезатора или сэмплера, придавая жизни и пульса даже наиболее статичной текстуре. Совсем необязательно, что Dr.REX при этом будет являться источником звука, он может при этом вообще оставаться тихим, поставляя грув для нужд "анимации".

Вот один из наиболее неинтересных звуков: animate_off.mp3. А сейчас, используя Dr.REX луп для контроля фильтра синтезатора, тот же самый звук будет звучать следующим образом: animate_on.mp3. (По вопросам настройки смотрите animation1.rns или animation2.rns).


Dr.REX — Изменяющий форму

"Ударные? Что за ударные?" Мысль о том, что драм-луп диктует путь для своего использования неверна. Уникальная технология настройки представленная в Dr.Rex совместно с внешней модуляцией через CV/Gate разъемы позволяет вам преобразовать драм-луп или вообще любой луп в что-то совершенно непохожее на луп-оригинал. Позвольте нам продемонстрировать это на примере: Вот обычный драм-луп из Factory Sound Bank — abstract_080_eLab.mp3.

Мало разнообразия, правильно? Но с применением фильтров, эффектов и Matrix-секвенсера мы можем взять этот луп и преобразовать его в следующий: abstracted.mp3.

Вот трек в формате Reason Song для случая, если вы хотите увидеть как мы это сделали: abstracted.rns.


Dr.REX — Создающий мелодию

С первого взгляда задача превращения музыкального лупа во что-то стоящее может показаться довольно сложной: неправильный ключ, неправильный аккорд, глупая мелодия - как же все это может мне пригодиться? Так вот, теперь мы собираемся научить вас как добиться максимального контроля над Dr.Rex. Во-первых, существует не менее, чем шесть различных путей для контроля за питчем REX-лупа:

- Глобальный питч или Transpose (автоматизация включена)
- Питч конкретных Rex-слайсов (slice)
- Генерация модуляции питча внешним источником (CV)
- Изгиб питча или Pitch Bend
- Модуляция питча с помощью LFO
- Модуляция питча с помощью энвелоп (Envelope)

Использование комбинаций двух или более представленных выше вариантов дает вам реальную возможность "приручить" луп и заставить его следовать за вами куда бы вы не направились. И так, давайте начнем:

Для начала откройте простой бас-луп под названием "Take Your Pick 01" из Reason Essentials ReFill. В оригинале он звучит так: bass_original.mp3.

Начнем "сглаживать" луп настраивая питч конкретных слайсов делая тем самым его более управляемым. Вот результат: bass_flattened-pitch.mp3.


Грязный трюк №1

А теперь о чем-то совершенно ином. Мы собираемся создать полностью новую бас-линию исползуя Matrix для контроля за питчем. Это гораздо более гибкий метод по сравнению с настройкой каждого слайса в отдельности, потому что он позволяет менять питч не только самого слайса, но и его середины, а также позволяет вам проигрывать вариации одного и того же Dr.REX без необходимости создания дополнительных с различающимися последовательностями. Пользователи которые любят такой подход возможно используют сетку Matrix (curve grid) для програмирования последовательностей питча. Но мы этого делать не будем и зарезервируем эту сетку для других вещей, а используем клавишую сетку (keys grid). Но как? Ведь CV не отвечает за питч, не так ли? Именно так, не отвечает. Пока он используется для коррекции нот через Note CV любого из ризоновских синтов или сэмплеров "шкала напряжения" не подключается к хроматической шкале. Небольшое различие "виртуального напряжения" между С и С# не состоит в приращении полутона от того, что вы подключите Note CV выход к Osc Pitch CV входу. Но, с помощью одного неортодоксального трюка мы заставим это случиться:



Для начала переключитесь к обратной стороне Dr.REX и подключите Note CV на Matrix к модуляционному входу: Osc Pitch на Dr.REX. Затем, до конца (127) выкрутите кнопку рядом с Osc Pitch входом. Это повысит входящий CV-сигнал для того, чтобы он мог со 100% точностью переводиться в полутона. К сожалению, это также толкнет питч к почти сверхзвуковым значениям, и вам необходимо будет переключиться на переднюю панель Dr.REX и выкрутить на Оsc Pitch: кнопку Octave вправо до конца (0). А теперь попробуйте нарисовать ноты на клавишнрой решетке (Keys grid) в Matrix. Вот пример, как это может звучать: bass_matrix-pitched.mp3.
Теперь, вам уже не обязательно использовать бас-луп только в качестве баса. Комбинируя возможности Dr.REX вы сможете превратить его в гитару, аккорд стаккато, во все, что только захотите. Вот пример нескольких Dr.REX, проигрывающих один и тот же бас-луп, но совершенно разными способами: bass_multi_1.mp3.

А вот пример с ударными: bass_multi_2.mp3.


Грязный трюк №2

Хорошо, теперь мы истощили режим Matrix-в-питч и питч-через-слайс, это всё? Нет, есть в камне и еще один слой. Это конечно не "грязный трюк", т.к. он написан в документации к Dr.Rex, но далеко не все пользователи о нем знают: Вы можете перемещать слайсы Dr.REX со своей мидиклавиатуры используя стандартные Note-on сообщения. Это куда более простой и наиболее дружелюбный к музыканту метод контроля за питчем. Все, что вам нужно - настроить ранг октавы вашей мидиклавиатуры так, чтобы у вас появилась возможность проигрывать ноты от С0 до С2.

Сейчас давайте используем комбинацию этого трюка с первым, во-первых для создания последовательности (с помощью Matrix), а затем для общего питча всего этого с миди-клавиатуры.

Начнем с лупа находящегося в рефилле Synthotica, называющегося "80 manip". Это прямая последовательность проигрывающая одну и ту же ноту. И звучит она так: 80_manip_original.mp3.

Используя "грязный трюк №1" мы запрограммируем последовательность для контроля за Dr.Rex через Matrix. Также мы добавим эффектов, поработаем с фильтрами и прибавим темпа. Вот результат: 80_manip_matrix-pitched.mp3.

Последнее, но не в последнюю очередь, мы запишем смещение (transpose) на макроуровне: простую четырех-нотную последовательность (полные ноты) на дорожке секвенсера Dr.REX: 80_manip_midi-pitched.mp3. Момент техно! Единственная незаконченная деталь - это добавить вульгарных техно-ударных, давайте закончим и с этим: 80_manip_full-blast.mp3. Вот.


Суть

Как вы видите, для Dr.REX и REX-файлов нашлось гораздо больше применения, нежели просто их проигрывание. Возможно, Dr.REX это наиболее мощный по своим возможностям инструмент в среде Reason, и настоящее веселье начнётся только тогда, когда вы уйдете от его использования в качестве луп-проигрывателя и начнете исследовать его возможности — попробуете слайсить вокал, гитару, бас или хардварные синты записанные в ReCycle и увидите как далеко вы сможете их продвинуть используя Dr.REX-фильтры, модуляцию, квантизацию, транспозицию, рандомизацию — Доктор всегда на дежурстве, только спросите!
This article was originally published on:
Site: ReasonMusic.ru - Музыкальный сайт. Создание музыки в Reason.
URL: https://reasonmusic.ru/modules/articles/article.php?id=13