Article title:   Руководство по Combinator для любителей автостопа. Часть I.
First posted:   23/07/2005
Description:  
Article text:
Путь был долгим, но Ризон наконец-то получил на свое вооружение инструмент, позволяющий Вам создавать собственных Франкенштейнов из уже существующих устройств. Combinator раскрыл полную мощь Ризона и выполнил обещание формулирующееся ярлыком "рабочая станция". До этого, основной парадигмой "рабочей станции" был принцип того, что Вы можете комбинировать одиночные патчи в суперпатчи для различных нужд. Но в аппаратном мире комбинирование звуков обычно влечет за собой некоторые ограничения, наиболее очевидным из которых будет то, что целостность отдельного звука компрометируется как только Вы переходите в мульти область, когда фиксированный набор эффектов "на борту" внезапно переходит от локального к глобальному. Это неизменно ведет к тому, что одиночные звуки теряют свою силу, все зависит от того, насколько сильно они положены на эффекты. Совсем другое дело, когда Вы используете Combinator, в котором каждый звук живет в своем микрокосме и не должен делиться ресурсами с другими. Кроме... CPU.


Комбинация одного

Перед тем, как мы потеряемся в сложных упражнениях по подключениям, давайте сфокусируемся на простой теме: Как Combinator может принести что-то новое в звучание обычных устройств? В этой серии статей мы построим четыре простых Combinator основанных на четырех различных устройствах Ризон и посмотрим, как комбинирование может повысить их функциональность, сделать обычное устройство более мощным. Deluxe-версии оригинальных устройств, если хотите, полезных для объединения в Combinator, который по сути является задачно-ориентированным, нежели специализирующимся на звуке.

С помощью Combinator Вы можете перенаправлять CV-сигналы к параметрам обычно недоступным через CV. Это позволяет Вам виртуально контролировать любой параметр через CV; к примеру, выбор формы волны на Subtractor (этим мы займемся во второй части) и Step-параметр DDL-1. И, конечно, CV/Gate, который всегда был одним из самых любимых нами здесь, в лагере "Discovery".

OK. Поменьше слов, побольше дела.


Dr. REX / расширенный



Поскольку Dr.REX — это устройство, которое не может сохранять или загружать патчи, он всегда шёл с дефолтными установками — хотели бы Вы этого или нет. После создания Dr.REX Вы частенько могли застать себя за активированием высококачественной интерполяции, синхронизации LFO, настройкой громкости, подстройкой установок velocity amp, ранжированием питч бэнда, фильтра и т.д. Просто поместив пустой Dr.REX внутрь Combinator и сохранив патч для Combinator Вы будете иметь быстрый доступ к Вашим дефолтным установкам, таким, какими Вы их любите...!

В нашем Combinator мы снабдим Dr.REX парочкой полезных помощников, имя которым Matrix-секвенсеры: один для контроля за питчем, а второй для модуляции параметра по Вашему выбору. Добавим туда же MClass Maximizer в качестве быстрой поддержки для слишком низких лупов по звучанию или даже по громкости (если вам просто не хочется тратить время на ее регулировку).

Секвенсер питча основывается на методе описанном в первой статье из раздела "Discovering Reason" под названием "Спросите у доктора Рэкса!". Основная её идея — это использование Matrix для контроля за питчем. В ней раскрывется процесс редактирования питча индивидуально, по слайсам Dr.REX. Алтернативный метод, который будет использован нами заключается в простом рисовании самого питча на секвенсере Matrix. Это полезно не только для инструментальных и вокальных лупов, но и для ударных. Например, простая последовательность представленная на рисунке ниже повысит питч на snare-ударном ровно на одну октаву в любом лупе, который содержит snare на втором и четвертом ходу.



Что для этого нужно создать в Combinator:

1 Line Mixer 6:2
1 Dr.REX
1 MClass Maximizer
2 Matrix секвенсер



Подключение звуков: стерео выход Dr.REX направляем в первый канал Line Mixer. Основной выход микшера цепляем ко входу MClass Maximizer, а стерео выход Maximizer подключаем к "From Devices" на Combinator.

CV/Gate подключение: Подключите Note CV выход первого Matrix (для контроля за питчем) к OSC Pitch входу Dr.REX, выкрутите кнопку настройки CV (следующая за OSC Pitch входом) до предела вправо. Подключите Curve CV выход второго Matrix к любому модуляционному входу Dr.REX. В последующей демонстрации мы используем оба входа: и Level и Filter 1 Cutoff.



"Крутилочки": Здесь не будет ничего удивительного, мы просто используем "крутилки" Combinator для контроля за параметрами на передней панели Dr.REX. Первую для контроля за Filter frequency, вторую для Filter envelope.

"Кнопочки": Первую кнопку назначим Maximizer на режимы On и Bypass. Вторая будет действовать в качестве вкл/выкл для фильтра. Третья — вкл/выкл проигрывания паттернов на Matrix контролирующем питч, одновременно с шифтом питча Dr.REX на две октавы для компенсации Note CV (подробнее об этом читайте в "Спросите у доктора Рэкса!"). Четвертая кнопка вкл/выкл Matrix, ответственного за дополнительную модуляцию.



Программирование Combinator: В основном программирование будет касаться Dr.REX. Для Крутилки 1 выберите Filter Freq из меню и оставьте значения между Mин: 0, Mакс: 127. Выберите Filter Env Amount для Крутилки 2 и используйте значения по умолчанию. Крутилка 3 — это контроль за Transpose и она должна быть выставлена на Mин: -12, Mакс: 12. Крутилка 4 — LFO Amount, снова используйте значения по умолчанию. Кнопка 2 — вкл/выкл Фильтра со значениями Mин: 0, Mакс: 1. И наконец, Кнопка 3 отвечает за всю последовательность питча и должна быть Mин: 4, Mакс: 0. Почему? Потому что, когда Питч-секвенсер бьёт, модулированный CV-сигнал возьмет питч на 4 октавы и Dr.REX должен суметь компенсировать это. OK, это все, что касается Dr.REX, но есть ещё парочка вещей, которые нам необходимо запрограммировать. Раскройте подключение MClass Maximizer и назначьте параметр Enabled на Кнопку 1. Значения Мин: 2, Макс: 1. Это значит, что когда кнопка находится в состоянии выкл (минимальное значение), Maximizer не будет обрабатывать звук, а в положении вкл, включиться. И последнее — два Matrix-секвенсера. Для первого назначим параметр Pattern Enable на Кнопку 3 (Mин: 0, Mакс: 1). Для второго проделаем то же самое с Кнопкой 4.

После этого Combinator должен выглядеть так: dr_rex_extended.cmb. Теперь давайте рассмотрим несколько примеров расширенного Dr.REX в действии.

rex_pitchdemo.rns — Здесь мы взяли три гитарных лупа (один акустический, два электрических) из Factory Sound Bank. Все три играют в мажоре и имеют сходное ритмческое ощущение. Теперь, при помощи секвенсера питча смена аккордов также проста как и прогулка в парке — просто нарисуйте ноты на секвенсере питча Matrix и вы получите новый гитарный луп. Гитарные лупы в Factory Sound Bank представлены в мажоре, миноре и т.д. Вы можете скомпоновать гитарный трек длиною во всю композицию используя всего 2-3 расширенных Dr.REX переключаясь между ними, или же создав дополнительный Dr.REX и перепрограммировав кнопки Combinator так, чтобы они отключали один из Dr. REX включая остальные (для появления возможности переключаться между двумя лупами нажатием всего одной кнопки).

rex_moddemo.rns — В соответствии с примером, приведенным выше мы заставили второй Matrix-секвенсер работать по принципу первого, то есть каждый из них теперь модулирует Dr.REX по-своему. На акустической и одной из электрических гитар он модулирует громкость — результат — эффект gate-tremolo. На второй электрической гитаре он модулирует резонантный полосный фильтр — эффект — wah-wah. Основная мысль создания секвенсера модуляции в данном примере Combinator — необходимость смодулировать нечто по настоящему быстро, будь то громкость, частота фильтрации, резонанс...

Наилучший способ использования подобных установок Combinator — это поместить их в список Favorites и тогда, если Вы захотите воспользоваться ими — просто нажмите Create Device By Browsing Patches.


Мульти DDL-1



Другое устройство, которое с помощью Combinator открывает доступ к CV-контролю параметров (которые обычно недоступны через CV/Gate) — это DDL-1. Возможно, когда Вы использовали DDL-1 в прошлом, Вы обратили внимание на интересные звуки, которые доносятся из него, если менять шаги задержки в момент проигрывания мелодии. Далее мы собираемся создать эффект мультизадержки состоящий из трёх DDL-1 блоков, предоставляющий Вам следующие возможности:

- Контроль посредством Matrix за параметром Шага (Step) каждого из трёх DDL-1 в отдельности.
- Один ECF-42 фильтр на каждый из DDL-1, контролируемый Matrix.
- Chorus
- Phaser

Этот Combinator позволит Вам проделать ряд интересных трюков. Основной — эффект мультизадержки с возможностью добавления phaser и/или chorus. Фильтр даст разным сигналам задержки разное звучание, а фильтр-секвенсер позволит Вам сделать такие вещи, как gradual HF damping.

OK, вот список наших покупок на сегодня, крошка:

3 DDL-1
3 ECF-42
1 CF-101
1 Spider Audio
1 Spider CV
4 Matrix



Подключение звуков: Микшер нам не понадобится. Мы подключим сигнал с разъема Combinator "To Devices" к Splitter-входу Spider Audio. Затем разделим сигнал на каждый из трёх DDL-1 блоков. Подсоединим выходы первого DDL-1 ко входу первого ECF-42, затем проделаем тоже самое с оставшимися DDL и ECF. Далее включим выходы с трех фильтров к Merger входам Spider Audio. И наконец, объединенный выход со Spider Audio подключим ко входу Chorus, выход Chorus ко входу Phaser, а Phaser выход к "From Devices" на Combinator.

CV/Gate подключение: Мы имеем четыре блока Matrix. Один из них будет использоваться для контроля за параметром cutoff на трех фильтрах. Оставшиеся три будут управлять параметром шага на каждом DDL-1. Итак: Подключим Curve Out Matrix 1, 2 и 3 на Крутилки 1, 2 и 3 Combinator. Подключим Curve Out Matrix 4 к Split A входу на Spider CV. Split A выходы 1, 2 и 3 к Freq CV входу ECF-42 1, 2 и 3.



Программирование Combinator: Для первого DDL-1, назначим Крутилку 1 к "DelayTime (шагам)" параметру со значениями Mин: 1, Mакс: 16. Повторим то же самое для второго и третьего DDL-1, но уже на вторую и третью крутилки, соответственно. Для всех трёх DDL-1 назначим Крутилку 4 к "Feedback" параметру со значениями Mин: 0, Mакс: 127. Каждый из трёх Matrix блоков контролирующий параметр шага будет иметь следующие подключения в Combinator: Кнопка 2 — Pattern Enable - Mин: 0, Mакс: 1. Matrix, управляющий "Фильтр секвенсером", подключаем по той же схеме: Кнопка 1 — Pattern Enable — Mин: 0, Mакс: 1. Три фильтра подключаем так: Кнопка 1 — Enabled — Mин: 2, Mакс: 1. Обратите внимание на то, что кнопка включающая/выключающая "Шаговый секвенсер" также переключает режимы Вкл и Bypass каждого из трёх фильтров. Chorus: Кнопка 3 — Enabled — Mин: 2, Mакс: 1. Phaser: Кнопка 4 — Enabled — Mин 2, Mакс: 1.

Окончательный вариант Combinator будет выглядеть так: multi_ddl-1.cmb. Теперь давайте посмотрим несколько примеров его использования.

ddl_stepdemo1.rns — Простой ударный REX-луп демонстрирующий эффект задержки, которого Вы сможете достичь с помощью автоматизации. Сигнал плавает с места на место иногда начиная звучать как виниловые скрэтчи. Паттерны управляющие временем задержки полностью рандомизированы.

ddl_stepdemo2.rns — Этот пример использует программированные паттерны. Так же используются различные установки фильтров для задержки, которые создают интересные звуковые вариации.

ddl_filterdemo.rns — "Фильтр секвенсер" в действии, здесь показана градуальная фильтрация по ходу двух баров.

ddl_pandemo.rns — Здесь мы просто переподключили некоторые CV-сигналы на Combinator и изменили их цели с DelayTime (шагов) на Pan, разнообразив его для каждого из DDL-1. Chorus и Phaser добавлены для экстраподслащения.

Пока это все на тему Discovering. Во второй части статьи мы продолжим ее на более разнообразных примерах, включая один под названием "SuperSub". Успехов!
This article was originally published on:
Site: ReasonMusic.ru - Музыкальный сайт. Создание музыки в Reason.
URL: https://reasonmusic.ru/modules/articles/article.php?id=18